За что я люблю Гелиос 44−2

За что я люблю объектив Гелиос 44−2 2/58? Ведь действительно, за что его любить, скажут многие? Он старый, не автофокусный, все необходимо делать ручками, и единственный его плюс — это доступность. Увы, так считают многие. Я же люблю его за тот рисунок, который он дает на открытой диафрагме, тот объем, ощущаемый даже на кропнутой матрице, пластику, «воздух» на фотографии, и, конечно же, пленочные цвета, которые я так обожаю. Но все это волшебство сойдет на нет, стоит вам закрыть диафрагму до значений f5,6 или f8, как картинка становится резкой, плоской, впрочем, как на любом другом объективе, при таких же значениях диафрагмы. Вдаваться в технические аспекты либо в цифры (сколько линий на миллиметр выдает он на различных диафрагмах) я специально не буду, ведь вам в голову не приходит спросить у художника, а сколько ворсинок в данной или иной кисти и как это влияет на характер мазка.

Еще один аспект моей статьи относится к тем, кто любит снимать на закрытых диафрагмах и утверждающих, что все объективы одинаковы. Фотограф приобретает светосильный объектив в первую очередь за его рисунок на открытой диафрагме. Достигаемый при этом эффект необходим для того, чтобы выделить главный объект, отделить от серого и унылого фона. Ценится и красивое боке, объем и пластика. Данный объектив, конечно же, создан для не спешной фотосъемки, хотя я им легко снимаю различные мероприятия, репортажи, проблем с наводки на резкость особо не испытываю, хотя использую переходное кольцо без чипа подтверждения фокусировки.

Мой экземпляр объектива достался мне от дедушки. При виде его я был сперва слегка шокирован его состоянием, особенно узнав, что им в свое время детишки забивали гвозди и чуть ли не кололи орехи, отчего передняя линза зацарапана полностью. Я уже засомневался, рабочий ли он вообще. Но после первых же кадров все былые опасения были тут же позабыты и им на смену пришли восторг, и чувство эйфории, ведь мир на снимке заиграл совершенно по-другому!

На данном объективе я использую значения диафрагмы от f2,0 до f2,8. Диафрагма f4,0, как правило, меня уже не устраивает из-за чрезмерной резкости. Диафрагму f2,0 я использую для съемки крупного портрета, f2,8 — чаще всего для съемок в полный рост. Да, многие скажут, что из-за особенности всех Гелиосов, они рисуют ГРИП по центру и имеют плавное падение резкости к краям кадра, что f2,8 — это мало, но я приведу несколько кадров с кропнутой камеры и полного кадра. Не стоит забывать, что в ваших руках художественный объектив, с ним нужно работать как головой, так и руками. Понимаю, в век мобилографии и повальной селфи-мании, когда звенящая резкость и есть норма и хорошо, когда кислотные цвета восхищают, показывая снимки с данного стекла, я часто слышу: «А почему задний план не резкий? А почему тока лицо в фокусе? Это брак?». Отвечая, что так рисует данный объектив, что это художественный прием, относящийся еще к заре классического портрета, я слышу тока один ответ: «Выкинь его и купи нормальное, РЕЗКОЕ стекло!» Что мне ответь таким гуру фотографии? Поначалу я пытался отстаивать свое мнение, но очень быстро пришел к выводу, что это уже бесполезно, в мире гаджетов, когда звучат слова «да у меня айфон снимает круче» при виде кадра, например, с Canon 5D… Или когда всех заботит количество мегапикселей в твоей камере, объяснять что такое фотография и участвовать в бесконечных спорах… Я стал просто наслаждаюсь процессом, ловить кайф от каждой фотосессии, от каждого похода в лес за макро, от каждого удачного снимка, оставаясь всегда при своих принципах и взглядах.

А кто еще не пробовал снимать на данный объектив, советую обязательно его попробовать. Сейчас на рынке можно найти кучу таких при весьма привлекательной цене, или поступить еще проще — поспрашивать среди друзей, знакомых, не завалялся ли дома старый дедушкин Зенит Е с прикрученным к нему Гелиосом 44−2. И отдельное спасибо моему коллеге и учителю Арвиду Кравалису, ведь именно он познакомил меня со столь замечательным миром мануальной оптики.

Всем удачных кадров!

 Автор статьи и фотографий — Евгений Венидиктов

За что я люблю Гелиос 44−2 — Фотоцентр "Перспектива": фотошкола, курсы фотографии, выпускные альбомы, свадебная съемка в Брянске
За что я люблю Гелиос 44−2 — Фотоцентр "Перспектива": фотошкола, курсы фотографии, выпускные альбомы, свадебная съемка в Брянске
За что я люблю Гелиос 44−2 — Фотоцентр "Перспектива": фотошкола, курсы фотографии, выпускные альбомы, свадебная съемка в Брянске

Статьи

Фотопроект в стиле Steampunk

Для глянцевого журнала о детях BABYMODA

Как выбрать фотошколу

Краткие советы о том, как выбрать лучшие курсы фотографии в своем городе

Хотылёво — одно из самых красивых мест для пейзажной фотосъемки

Подборка фотографий, снятых в окрестностях села Хотылёво

Индивидуальные фотокниги

Модельные портфолио, семейные фотокниги и прочее

Лекция для фотографов

«Композиционные приёмы на примере осенних фото с разбором ваших работ»

Рекламная фотосъемка для сайтов и каталогов

Рекламная предметная, портретная, интерьерная фотосъемка для сайтов и каталогов

Что такое фотография?

Статья Евгения Венидиктова

История Свенского монастыря

Об одном из самых популярных мест г. Брянска

Всероссийский фотокросс «Поколение мира»

«Фотослепок» современного мирного времени

Курсы фотографии (44-й набор) — 26 января