Съемка макро: личный опыт и полезные советы

На протяжении двух дней удалось в полной мере заняться макрофотографией и достаточно подробно опробовать различные технические приемы. Было интересно узнать наиболее подходящие комбинации фокусного расстояния объектива и размеров макроколец для конкретного кадра, а также протестировать два вида импульсного источника света: кольцевую вспышку и внешнюю с софтбоксом.

Использованное оборудование:

  • Камера Canon 5D Mark III;
  • Объектив Canon 24-105 f/4L IS USM;
  • Объектив Canon 50 mm f1,4;
  • Макрокольца 12, 20, 36 мм (и различные их комбинации) с поддержкой автофокуса и управления диафрагмой;
  • Кольцевая вспышка;
  • Внешняя вспышка Yongnuo Speedlite YN-560 III;
  • Радиосинхронизатор;
  • Софтбокс для внешней вспышки.

Итоги съемки:

  • Условия съемки сильно отличались от кадра к кадру, при этом было гораздо больше решающих факторов и параметров, чем, например, в пейзаже. Поэтому под каждым кадром подписаны параметры съемки и использованное оборудование.
  • Для получения глубины резкости в 7…10 мм, достаточной для качественной съемки мелких объектов, приходится закрывать диафрагму до значений f16…20, что приводит к повышению значений ISO до 1600 с целью получить более-менее освещенный фон, в противном случае получится фото объекта на черном фоне. Иногда это уместно, иногда — нет. Иными словами, необходимо подобрать такие параметры съемки (фактически, только ISO, так как диафрагма сильно закрыта для получения наибольшей глубины резкости, а выдержка установлена 1/125 сек как наиболее короткая при съемке с импульсным светом), чтобы экспонометр камеры показывал значения ev= -1…-2 ступени — такой будет яркость фона. Получается, что предпочтительнее снимать при ярком окружающем свете — это позволит снизить ISO и получить более качественный кадр.
  • Степень увеличения изображения регулируется как толщиной макроколец, так и фокусным расстоянием (ФР) объектива: чем меньше ФР, тем меньше дистанция фокусировки и больше увеличение, но при этом уменьшается глубина резкости. Оптимальным для мелких объектов съемки показалось ФР= 50…75 мм.
  • Фокус в кадре регулируется чаще (и сильнее)  всего перемещением камеры, поэтому в случае использования внешней вспышки с софтбоксом и синхронизатором, приходится держать камеру одной рукой, что удобнее делать с легким объективом.
  • Свет от внешней вспышки и кольцевой вспышки отличается. При использовании внешней вспышки возможно получить различный по направлению свет, что очень удобно, но заполняющий свет при этом отсутствует. Кольцевая вспышка, в свою очередь, дает равномерный по окружности свет, что не всегда интересно. Мощность используемой кольцевой вспышки была значительно меньше, чем внешней, поэтому съемка с ней возможна только при высоком значении ISO, что будет приводить к низкому качеству фото при использовании кроп-камер. Если же использовать внешнюю вспышку с небольшим софтбоксом (примерно 100×100 мм), то можно получить параметры съемки с ISO 100…200, но это приведет к черному фону при диафрагме f16…20. В общем, все зависит от сюжета и идеи.
  • Для некоторых кадров подходит черный или, наоборот, детализированный фон. В случае съемки на низком ISO и увеличенной мощности вспышки фон будет черным. Чем выше ISO, тем более реалистичный фон возможно получить при небольшой мощности вспышки (около 1/128…1/64), однако качество фотографии из-за наличия шумов станет хуже. Здесь можно предложить 4 решения: 1) снимать на высоком ISO; 2) использовать искусственный фон; 3) снимать изначально хорошо освещенные локации; 4) снимать сцены, в которых фон недалеко от объекта съемки.  В общем, нужно сделать так, чтобы свет попал в достаточном количестве и на фон.
  • Для решения проблемы плоского света от кольцевой вспышки можно изменить мощность какого-либо сектора вспышки.
  • Для решения проблемы высокого контраста (отсутствия заполняющего света) при использовании внешней вспышки можно использовать дополнительный источник заполняющего света в виде второй вспышки или отражателя, что гораздо более трудоемко и требует участие ассистента.
  • Для повышения качества фото производится уменьшение размера до примерно 1200 точек по большей стороне и увеличение резкости.
  • Для улучшения качества фотографий в будущих съемках целесообразно использовать больший по размеру софтбокс на внешнюю вспышку (например 15×15 см, 20×20 см), что позволит получить: 1) более мягкий свет (похожий на дневной не на прямом солнце); 2) увеличить расстояние от вспышки до объекта съемки и фона, в результате чего фон тоже будет освещен; 3) понизить используемое ISO.

Canon 5D Mark III + Canon 24-105 f/4L IS USM + макрокольцо 32 мм + кольцевая вспышка + стабилизатор

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/16; ISO 1600; ФР=88 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/100 сек; диафрагма f/18; ISO 1600; ФР=50 мм

Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/18; ISO 800; ФР=50 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/100 сек; диафрагма f/20; ISO 1600; ФР=50 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/100 сек; диафрагма f/16; ISO 1250; ФР=50 мм


  Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/100 сек; диафрагма f/18; ISO 1250; ФР=50 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/18; ISO 1000; ФР=50 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/11; ISO 1600; ФР=50 мм


Canon 5D Mark III + Canon 24-105 f/4L IS USM + макрокольцо 32 мм + кольцевая вспышка + стабилизатор

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/11; ISO 1600; ФР=93 мм


Canon 5D Mark III + Canon 24-105 f/4L IS USM + макрокольцо 32 мм + кольцевая вспышка + стабилизатор

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/16; ISO 1600; ФР=88 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/16; ISO 400; ФР=50 мм


Canon 5D Mark III + Canon 50 mm f1,4 + макрокольцо 32 мм + внешняя вспышка + радиосинхронизатор + софтбокс

Выдержка 1/125 сек; диафрагма f/20; ISO 640; ФР=50 мм


Если данная статья оказалась полезной для Вас, буду благодарен за репост через расположенные ниже кнопки. Также приветствуются отзывы и обсуждение через форму «Комментарии ВКонтакте».

Статьи

Наши фотопроекты для детей