Съемкой макро я увлекся совершенно случайно. Виной тому стал объектив Гелиос 44−2, снятый с отцовского Зенита. Из-за разности рабочих отрезков с Nikon использовать его можно было только на близких расстояниях. Первые же фотографии, казалось бы, заурядных весенних цветов показали, как Гелиос способен изменить картинку, показав обычное необычным.
Первые цветы. Гелиос 44−2
Позже вспомнил, что у меня есть макрокольца. Снимать стало интересней, но тяжелей из-за очень узкой ГРИП и постоянной нехватки света. Ведь мало того, что макрокольца крадут светосилу, так еще и диафрагму приходилось закрывать чтобы увеличить ГРИП. Мой старенький Nikon D80 не позволял повысить ISO, так как уже на ISO 400 шумы убивали детализацию. Постоянно приходилось искать компромисс между ISO и выдержкой.
Гелиос 44−2 с макрокольцами
Следующим этапом стало появление у меня объектива Юпитер 21М 200 мм f/4. Параметры этого железного монстра оказались идеальными для съемки насекомых. Объектив даже с макрокольцами позволял не приближаться к «моделям» вплотную, а глубина резкости была достаточной, чтобы в нее вошла значительная часть насекомого. Размытие этого стекла мне понравилось даже больше, чем у Гелиоса.
Юпитер 21М с макрокольцами
Снимать на него стрекоз — одно удовольствие. В отличие от бабочек, они замирают на несколько секунд, позволяя сфокусироваться.
Юпитер 21М с макрокольцами
Вообще, для макросъемки можно использовать любой объектив, даже для съемки не предназначенный. Например, объектив от фотоувеличителя И50У, который больше похож на дверной глазок, чем на привычный нам объектив.
Колония тли, которую невооруженным глазом и не увидишь. И50У
Или обычный зум объектив. Правда, его рисунок не имеет шарма старой оптики. Зато есть автофокус. И можно снять стрекозу в полете.
Nikkor 24−120 f/4
И даже китовый 18−55 вполне пригоден для макросъемки.
Nikkor 18−55
А вообще, если не говорить о профессиональной съемке на специальные объективы с макрорельсами и стэкингом, то макро — довольно демократичный вид фотографии. Советские объективы стоят недорого, а результат да и процесс съемки радует.
Константин Усов, выпускник 25-й группы фотошколы